Что такое парктроник в автомобиле, принцип работы, выбор и установка парктроника

Принцип работы автомобильного парктроника

В зависимости от модели и комплектации парктроники могут оповещать водителя несколькими способами:

  • Пульсирующий звуковой сигнал — это самый простой вариант. В этом случае чем ближе препятствие, тем громче и интенсивнее будет сигнал. Как только машина приближается к объекту вплотную (около 30 см), сигнал становится очень настойчивым и непрерывным.
  • Визуальный индикатор в виде шкалы — этот вариант используется в более продвинутых моделях. В этом случае расстояние отражается в виде делений. Чем больше делений загорелось, тем ближе машина к потенциально опасному препятствию. Вместо шкалы в некоторых моделях может использоваться особый цифровой индикатор. Но главная особенность всех подобных парктроников в том, что всегда присутствует обязательно две шкалы, одна из которых показывает расстояние до препятствия с правой стороны, а другая — с левой. Это существенно облегчает водителю маневрирование при выполнении парковки и помогает своевременно обнаружить опасность и определить, с какой стороны от транспортного средства она располагается.
  • ЖК экран. Им оснащаются более дорогие модели парковочных систем, так как наличие экрана существенно повышает стоимость всего комплекта парктроника. Но тут можно наглядно увидеть, с какой стороны находится препятствие, что намного удобнее.
  • Интегрированная система с камерой заднего вида — используется, как правило, в самых дорогих модификациях, на экран монитора при этом выводится изображение автомобиля, показывается его траектория, скорость движения и находящиеся в непосредственной близости объекты.
  • Парктроник, проектирующий информацию на лобовое стекло. В этом случае расстояние до объекта на пути машины выводится непосредственно на лобовое стекло машины. Это удобно так как не отвлекает водителя от дороги, вся необходимая ему для совершения маневра информация находится прямо у него перед глазами. Также, таким же образом может передаваться и информация о текущей скорости транспортного средства.

Видео

Достоинства и недостатки парковочного устройства

Как и любая система электроники для автомобиля, у парктроника найдутся сильные и слабые стороны. Рассмотрим сначала положительные особенности:

  • У водителя появляется надежный парковочный ассистент;
  • Если часто приходится сдавать назад в ограниченном пространстве, то парктроник станет дополнительной системой безопасности;
  • Это надежное устройство, которое не чувствительно к воздействию пыли и грязи, а также повышенной влажности;
  • Парктроник обладает системой самодиагностики, которая предупредит водителя, в случае возникновения неисправности в каком-либо датчике;
  • Некоторые модели предусматривают беспроводное подключение датчиков, что избавляет от необходимости засверливания отверстий.

Но, к сожалению, парктроник обладает и рядом недостатков, которые могут сделать эксплуатацию прибора некомфортной и принести владельцу неудобства:

  • Если на бампере накопится сильный слой грязи (льда, пыли и т.д.), то парктроник начнет выдавать ошибочные данные, вводя водителя в заблуждение;
  • Если автомобиль двигается по грунтовой дороге с большим количеством ухабов, то парктроник работает неэффективно;
  • Ультразвук очень чувствителен к характеристикам материала, из которого сделано препятствие. Иными словами, если перед датчиками окажется натянутая цепь, то он с высокой долей вероятности не заметит такое препятствие;
  • При использовании комбинации из 2/3 датчиков, у парктроника возникают мертвые зоны, в которые могут попасть небольшие объекты (штыри, арматура и т.д.).

За и против парковочных радаров

Если тщательно посмотреть на положительные и отрицательные стороны парктроника, то получается, что он просто необходим для водителей современных автомобилей. Это устройство будет полезно владельцам автомобилей с большими габаритами (пикапы, микроавтобусы), а также новичкам за рулем и людям, которые не чувствуют габаритов своего автомобиля.

Важно! Единственным аргументом «против» данного устройства может выступать необходимость засверливания отверстий в бампере, но это можно решить приобретением датчиков, которые монтируются на клеевую подложку.

Разновидности индикаторов для парктроника

Обычно производители оснащают парктроник специальными индикаторами, которые обеспечивают визуальную и звуковую индикацию препятствий, обнаруженных при маневрах. Разнообразие:

  • Индикатор в формате двух лестниц с индикатором расстояния до препятствия. Этот вид используется в самых дешевых вариантах. Это небольшой экран, на котором есть шкала с делениями, которая разделена на две части: L (слева) и R (справа). Следовательно, если на определенной стороне закреплено препятствие, лестница там изменится. Чем больше на нем дивизий, тем ближе к препятствию. Кроме того, рассчитывается расстояние в метрах от обнаруженного объекта;
  • Индикатор формата 3D, отображающий индивидуальные данные каждого датчика. Это более доступное устройство, которым комплектуются дорогие модели. Водителю доступна информация о том, какой датчик обнаружил препятствие, соответственно маневрировать становится проще.

Количество датчиков

Системы могут отличаться по количеству сенсоров и их расположению. Чем их больше, тем корректнее и правильнее будет информация. В системах парктроников их может быть от 2 до 8 штук.

В самых бюджетных вариантах устанавливаются только два датчика. Стоимость такой комплектации значительно ниже. Но два сенсора не могут охватить все пространство и увидеть некоторые низкие или тонкие предметы. У них есть своя «мертвая зона».

Самым распространённым вариантом является система с четырьмя датчиками на заднем бампере автомобиля. Такое количество является оптимальным по стоимости и качеству обнаружения. На подъезжающие сзади автомобили система не будет реагировать. Задние парктроники активируются при остановке и включении задней передачи.

В системах с шестью сенсорами четыре ставятся сзади и два спереди. Передние датчики также помогают обнаружить посторонние предметы.

Восемь датчиков имеют самые дорогие и подвинутые модели. Они сканируют пространство с обеих сторон автомобиля. Чтобы не надоедать водителю постоянным писком, система включается только после нажатия тормоза. Так радар понимает, что сейчас будет маневр назад. После 20 секунд система отключается самостоятельно. Передний парктроник обычно работает независимо от заднего и управляется по датчику скорости. При скорости меньше 20 км/ч передние парктроники отключаются.

Использование переднего и заднего парктроника

Самыми популярными в использовании являются задние

Самыми популярными в использовании являются задние парктроники, которые устанавливают на задний бампер. Специалисты рекомендуют устанавливать 3 или 4 датчика для большей безопасности передвижения. Работать задние парктроники начинают на расстоянии около двух метров до преграды.

Парктроники, предназначенные для передней части автомобиля, отличаются от задних дополнительным входом, с помощью которого их подключают к датчику скорости. Только нужно не забывать о том, что система может выключиться, если автомобиль едет со скоростью 20 км/час. Датчики будут срабатывать на расстоянии 60-80 см от препятствия.

Совмещенный вид парктроника идет в комплекте к общему блоку, а также необходимое количество датчиков для установки в передней и задней части автомобиля. Такие устройства оснащены 2 типами сигнальных бипперов, каждый из которых сообщает о наличии опасности спереди и сзади.

Способы крепления датчиков

Поскольку моделей автомобилей достаточно много, то тяжело предусмотреть единый формат крепления датчиков парктроника. Производители цифровых устройств остановились на двух вариантах, которые стали наиболее популярными.

  • Врезные – требуют нарушения целостности бампера. Со стороны выглядят как небольшие округлые пластиковые части. Могут быть окрашены в цвет кузова;
  • Накладные – не требуют сверления отверстий в бампере, поскольку монтируются на клей или двусторонний скотч. Считаются менее надежной конструкцией, поскольку из-за воздействия окружающей среды могут отклеится.

Как работают датчики и другие части системы?

Для более полного понимания принципа работы датчиков приведем последовательный алгоритм работы:

  • Датчик получает напряжение от электрической системы автомобиля и генерирует звуковую волну в ультразвуковом поле. Этот процесс является постоянным при подаче напряжения, интервалы между каждой новой волной составляют 0,3 секунды;
  • Волна распространяется в направлении, на которое смотрит датчик. Если на пути нет препятствий, энергия волны гаснет через 3-4 метра. Если встречается препятствие, волна отражается и летит в направлении датчика;
  • Датчик регистрирует возврат волны, а также ее интенсивность (другими словами, какая часть отправленного сигнала вернулась). Он передает эту информацию в электронный блок управления;
  • Блок управления обрабатывает сигнал, рассчитывает расстояние до препятствия и передает его на устройство отображения для водителя;
  • Расстояние в метрах и масштаб приближения к препятствию водитель видит на штатном мониторе автомобиля или на отдельном экране парктроника (при определенном значении может воспроизводиться даже акустический сигнал).

Из чего состоит датчик

Конструкция датчика парктроника основана на пьезоэлементе, который действует как приемник сигнала и как излучатель. Согласно физическому определению, пьезоэлектрический эффект — это одновременная способность принимать электрический импульс под действием механического воздействия и, наоборот, изменять размер под действием электрического тока. Благодаря этому свойству структура пьезоэлектрического кристаллического устройства может одновременно генерировать и принимать ультразвуковой сигнал.

Иногда в конструкции более сложных датчиков все же

Иногда в конструкции более сложных датчиков все же можно встретить излучатель на основе электромагнитных катушек, а также отдельный высокочувствительный ультразвуковой приемник (что-то вроде пары «наушник — микрофон»).

Виды парковочных радаров по числу датчиков

Производители предлагают различные датчики парковки в зависимости от количества включенных датчиков. Стоимость устройства зависит от этого, а также от чувствительности всей системы (точности определения местоположения препятствия, а также удаленности от него). Рассмотрим ассортимент подробнее:

  • Комплект из двух датчиков. Это минимальная комплектация, которую можно найти в продаже. У него есть единственный существенный недостаток: ультразвуковые волны не покрывают все пространство во время распространения, поэтому некоторые препятствия могли ускользнуть. Особенно это актуально для небольших препятствий: столбов, штырей, арматуры и т.д. Сильной стороной этого варианта является стоимость, которая значительно ниже, чем у любой другой модели;
  • Набор из трех или четырех датчиков. При такой комбинации датчиков практически нет открытых участков, соответственно, шанс пропустить препятствие довольно низок. Рекомендуется большинству автомобилистов как наиболее удобное решение;
  • Набор из шести датчиков. Это более сложная система, охватывающая не только заднюю часть, но и переднюю часть автомобиля. Четыре датчика установлены в заднем бампере и еще два в противоположных углах переднего. Устройство оснащено переключателем, который активирует ту или иную сторону;
  • Набор из восьми датчиков. Это максимальная комплектация, если вы хотите обеспечить автомобилю максимальную безопасность от трудно заметных препятствий. Установочный комплект — 4 датчика на передний и задний бамперы. Как правило, он включается только после того, как водитель нажал на тормоз. Самая дорогая и надежная система.

Ультразвуковые

Это стандартный вариант недорогой системы парктроника. Построен на приемнике цифрового преобразования и датчиках. Последние способны одновременно излучать и принимать ультразвуковые импульсы.

Электромагнитный (ленточный)

Основным рабочим элементом электромагнитного парктроника является тонкая алюминиевая полоса, имеющая с одной стороны клеящуюся основу. С помощью последнего лента фиксируется на внутренней поверхности бампера, поэтому остается незаметной. Очевидными преимуществами такой конструкции являются:

  • Необязательно нарушать целостность бампера для установки внутри него классических точечных датчиков;
  • Благодаря тому, что поверхность полотна твердая, достигается гораздо большая чувствительность — это гарантирует 100% отсутствие слепых зон (датчики парковки не пропустят даже самые маленькие препятствия).

После того, как лента приклеена к бамперу, к нему подключают электронный блок управления. Последний питается по сигналу заднего ходового света — это необходимо для того, чтобы устройство срабатывало только при движении задним ходом. Индикация расстояния отсутствует, водителю подается только звуковой сигнал, частота которого увеличивается по мере приближения к препятствию.

Обратите внимание, что для парктроника такой конст

Обратите внимание, что для парктроника такой конструкции нетипично измерять расстояние до объекта. Также, если автомобиль останавливается, устройство «теряет» способность видеть препятствие. Другими словами, лента будет реагировать только на изменение расстояния и на себя.

Беспроводной

На первый взгляд может показаться, что беспроводной парктроник практически полностью повторяет конструкцию проводного аналога. Но после детального изучения можно увидеть, что есть очень серьезные отличия в конструкции. Если говорить о сходстве, то в комплект беспроводного устройства входят:

  • Дисплей, показывающий расстояние до препятствия в виде количества метров и графической шкалы;
  • Датчики для генерации и приема ультразвуковых волн, которые устанавливаются в переднем и заднем бамперах (обычно до 8 штук).

на этом структурное сходство заканчивается, поскольку для координации всей этой электроники требуется специальный контроллер. Он получает информацию от каждого из датчиков и передает ее блоку управления. Особенность в том, что это происходит по радиоканалу и не требует разводки. Кроме того, контроллер особым образом обрабатывает сигнал, конвертируя его в цифровой формат. Это необходимо для того, чтобы блок управления мог корректно обработать полученную информацию.

Чем отличаются парктроники?

Одним из главных различий в работе парктроников заключается в наличие датчиков для сканирования определенных зон. В зависимости от этих параметров, производятся следующие виды парктроников:

  • Комбинированные парктроники для машины. Установка датчиков осуществляется с передней и с задней части автотранспорта. Количество монтируемых датчиков варьирует в пределах 6 – 8 штук. Минимальное число датчиков в задней части – 4 штуки. Другие монтируются спереди. Такие системы оборудуются двумя видами звуковых сигналов для оповещения водителя о том, с какой стороны находится препятствие. Системы такого типа имеют высокую эффективность, несмотря на то. Что их стоимость несколько больше, чем чисто задних устройств.
  • Передние. Установка датчиков осуществляется на передний бампер автомобиля. Особенностью таких устройств является то, что их подключение производится к датчику скорости и при увеличении скорости движения автомобиля более 20 км/час, происходит их автоматическое отключение. Учитывая тот факт, что видимость спереди значительно лучшие, для нормальной работы хватит 2-х датчиков. Система автоматически включается и начинает функционировать при торможении автомобиля.
  • Задние. Устанавливаются на заднем бампере авто. Это наиболее распространенный вид устройства, так как задний сектор имеет минимальный осмотр. Наиболее часто производят монтаж 2 – 4 датчика (оптимально 4 шт.), такого количества будет достаточно. Чтобы охватить полностью задний сектор, без образования «мертвых зон». Активация задних датчиков выполняется в автоматическом режиме, при включении задней передачи.

Важно! Учитывая все эти особенности работы, перед тем как выбрать парктроник, необходимо определиться для каких целей он устанавливается, и охват каких зон движения необходимо обеспечить.

Дизайн и цвет принципиальны

Датчики монтируются непосредственно в бампер, то есть под них вырезают отверстия. В идеале лучше найти такие датчики, которые будут выкрашены в цвет кузова вашего автомобиля (спойлер: это почти невозможно). Большинство производителей выпускают датчики в трех цветах: черном, белом и серебристом. Если у вас автомобиль другого цвета, разыскать подходящие будет сложнее. Можно купить черные и отдать их на покраску — потратите больше времени и денег, зато получите датчики точно в цвет кузова.

Жидкокристаллический экран парктроника SHO-ME на 8

Жидкокристаллический экран парктроника SHO-ME на 8 датчиков и светодиодный DIGMA на 4 датчика

Для визуального контроля дистанции у парктроников используют экраны: светодиодные и жидкокристаллические. Светодиодные компактнее, но они просто указывают на сторону расположения препятствия. Понять, где именно помеха, у переднего бампера или у заднего, не получится. На ЖК-экранах чаще всего нарисован автомобиль, и препятствие отображается именно там, где оно возникло. Например, у левого края переднего бампера. Такой вариант не самый компактный, зато информативный.

Информировать о препятствии парктроники могут не только через изображение на экране, но и голосом или звуками. Чем ближе вы к препятствию, тем чаще пищит динамик. Как только он зазвучит непрерывно — значит, достигнута минимально возможная для замера дистанция. Кому-то нравится голосовое оповещение, но большинству водителей хватает обычного сигнала.

Принцип работы

Продолжаем изучать парктроники — мы выяснили, что это такое, и сейчас обсудим, как они работают.

Все просто: автомобиль начинает парковочные действия, а система датчиков звуком реагирует на сближение с препятствиями в слепых зонах. При этом, чем ближе вы подъезжаете к преграде, тем чаще пищит динамик, переходя, в конце концов, на непрерывный сигнал. Если комплект оснащен дисплеем, на нем в это время отображается расстояние до объекта.

Парковочный радар включается автоматически, при переводе коробки передач в режим движения задним ходом. Если метки присутствуют и на переднем бампере, модуль начнет работать при снижении скорости движения менее 20 км/ч.

Откуда система берет информацию об окружающих автомобиль объектах? Главными элементами здесь, разумеется, являются датчики различного вида. Их может быть 2, 4, 6 или 8. Крепятся они, как впереди, так и сзади, при этом, если передних меток может и не быть, то задние обязательны.

  • В России больше распространены ультразвуковые парктроники. Принцип их работы следующий: датчик посылает в среду короткий ультразвуковой импульс, а затем принимает отраженный окружающими объектами сигнал. Электронный блок моментально обрабатывает информацию, отталкиваясь от постоянной скорости звука в воздухе, и вычисляет расстояние до препятствий. Похоже на гидролокатор, не так ли?
  • В Европе и Америке более широкое распространение получили электромагнитные парктроники. Вдоль кузова, с внутренней стороны, монтируется система антенн (датчиков). Между ними настраивается электромагнитная связь (постоянная взаимная передача радиочастотных сигналов). Если в зоне обмена возникают посторонние объекты, уровень связи изменяется. Электронный блок системы обрабатывает данные и приводит их к математическому виду (определяя расстояние до объектов).

Достоинства и недостатки парковочного устройства

В каждом виде парктроника свои положительные и отрицательные характеристики. В таблице представлены наиболее общие из них:

Достоинства Недостатки
  • Облегчает процесс парковки;
  • Исключает возможность повреждений при использовании большого количества датчиков;
  • Возможность выбора по цене и функционалу;
  • При наличии камеры – доступность полной картины происходящего;
  • Позволяет судить о расстоянии «на слух».
  • При использовании малого количества датчиков – обзор территории не достаточен;
  • Возможна высокая стоимость (до нескольких десятков тысяч долларов);
  • Точная информация не всегда доступна;
  • Иногда без ориентира на зеркала не обойтись.

Подробное описание парковки с парктроником и его главные недостатки рассмотрены в данном видео:

Теги

Adblock
detector