Что такое живопись, и зачем она нужна сегодня

Зачем нужна живопись?

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…

ФОТОГРАФИЯ, (от греч. phos – «свет» и grapho – «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись», согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».

В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы не поверите… Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую» точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.

ЖИВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») – из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».

Видео

Музыка и война

Творчество традиционно ассоциируется с неким развлекательным образом, однако не стоит забывать, какую великую роль сыграло музыкальное творчество в жизни человека в страшные военные годы.

Раскрывая в людях лучшие благородные мотивы, внутреннюю смелость, патриотизм, любовь к своей Родине, и даже придавая физических и духовных сил, музыка в годы войны с невероятной силой укрепляла и поддерживала боевой дух народа.

Все проявления творческого самовыражения, которые только могли реализоваться в эти страшные годы, нашли свое незаменимое применение, начиная русскими народными песнями под гармонь на улице и заканчивая залом консерватории. Символичной и пророческой для победы в Великой Отечественной войне стала Седьмая Симфония Шостаковича, сыгранная в годы блокады в осажденном Ленинграде, и на века осталась в истории музыки неподражаемая народная исполнительница песен Лидия Русланова.

Массовое и элитарное творчество

Несмотря на скачок в развитии, даже современное общество имеет разный уровень образования, эрудиции и общей культуры. Социальное и классовое расслоение было и будет всегда, поэтому всегда будет существовать несколько разное творчество для разных категорий его потребителей. Общепринятая классификация подразделяет искусство на 2 глобальные группы:

  • массовое
  • элитарное

Массовое искусство отчасти примитивно, воспринимается легко и ориентировано к пониманию людьми совершенно любого уровня образованности и общего культурного уровня. К этой группе можно отнести юмористические шоу, эстрадные музыкальные коллективы, блокбастеры в киноиндустрии.

Элитарное искусство создается целенаправленно для людей высокого уровня образованности и культуры, обладающих познаниями в соответствующей творческой области, вкус которых настолько хорош, что творцу придется постараться, чтобы угодить такой искушенной публике своим произведением.

Фотография и живопись – чувствуете разницу?

То есть, живопись – это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке – эмоция, жизнь, то фото – это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другие ощущения.

Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку и по-другому отражает действительность. Стало быть, живопись – это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что все мы созданы по образу и подобию Божиему, и Сам Бог – есть Творец!

Вот почему ЖИВОПИСЬ – это действительно искусство. Вот почему и живет до сих пор.

Так зачем же нужно искусство?

Ответ очевиден, искусство – будь то живопись или музыка – это практически еще один вид общения. Ещё один из способов воспитания. Усвоив основные положения теории искусства, человек может услышать сказанное или прочитанное, увидеть нарисованное. А ведь услышать, рассмотреть – это значит, понять.

А понимание – это и есть духовная культура.

Ведь культурный человек – это такой, который строит свое поведение, решает задачи, принимает решения, опираясь на опыт предыдущих поколений. Он знает, к чему приведут его такие-то действия, и выберет сознательно форму, манеру поведения; примет решения, которые заведомо должны привести к известным, желаемым результатам. Да и сами желания, потребности в процессе окультуривания любого человека приобретают определенную направленность.

Искусство – неотъемлемая часть жизни. Глядя на чьи-то картины, слушая чьи-то песни, как бы открываешь для себя частичку мира этого человека, и особенная радость – когда обнаруживать, что ваши взгляды, мысли и идеи во многом сходятся.

Искусство нужно, чтоб обмениваться идеями, взглядами на жизнь, находить единомышленников, открывать для себя чье-то видение казалось бы привычных вещей, кроме того, оно дает огромную почву для размышлений: о мире, о жизни, о месте человека в этом мире…

Живопись лучшее лекарство от физических недугов и душевных расстройств

После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что искусство живописи положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны.

Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживания, тревога, стресс и депрессия.

В некоторых медицинских учреждениях даже лечат «творчеством», предлагая пациентам выплеснуть свои негативные эмоции с помощью красок на листе бумаги.

Неуловимое беспокойство современности

С историей вообще и историей живописи в частности в середине XX века происходит страшный поворот — регистрировать и запоминать вещи становится все сложнее. Даже опытные искусствоведы не стесняясь признаются, что искусство до пятидесятых — последовательный исторический каталог, а дальше начинается полнейшая неразбериха. Свободная информация и ровный слой поп-культуры, намазанный на благополучную часть жителей планеты (а художники происходят все же по большей части из этих слоев), делает совершенно неразличимыми влияния, причины и следствия.

Генеалогическое древо современного искусства нарисовать невозможно, как невозможно написать главный том о состоянии современной науки или рассказать, что случилось в мире, допустим, после 1968 года. Да все что угодно. Холодная война, где-то бедность и почти первобытный строй, где-то постколониальные конфликты, локальные войны новых игрушечных демократий, свобода путешествий, борьба за права человека, усиление конфессий — в каждой стране и каждом городе есть своя маленькая история, которую не видно издалека. Именно так появилась глобальная и иногда поверхностная дисциплина visual studies — объяснение мира визуальной культуры с помощью универсальных знаков и символов. «Тело в искусстве» — тема, которая не снилась и в кошмарах упорядоченному мозгу профессора Кембриджа начала XX века. Сейчас говорить о современности через историю, логику и сравнения недостаточно,  а все потому что информации стало слишком много, чтобы решать, какая подходит, а какая не подходит.

Эта случайная выборка касается и художников. Само собой, есть четкие лифты арт-институтов и грантов, с другой — никто не отменял андеграунд и внезапные выходы. Беспрецедентная слава и ажиотаж вокруг Pussy Riot — в том числе история про то, что законов у искусства все еще нет, даже когда кажется, что все ходы записаны. Живопись в современной ситуации оказалась в очень интересном положении. С одной стороны, от нее не требуется разрушать каноны классики, за современных художников это уже сделали художники модерна. С другой — можно сосредоточиться на интонациях, полутонах и темах, которые просто не фигурировали в живописи раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берлин,фрагмент картины, Райнер Феттинг, 1978Берлин,фрагмент картины, Райнер Феттинг, 1978

 

Женский мотив, права человека, искусство с политическим подтекстом — в таком количестве живописи раньше не было или было очень мало. Комната газенвагена, нарисованная бельгийским художником Тюймансом, — это уже не интерьер и не «Герника», а попытка предать неуловимую красоту, ужас, амбивалентность бытовой прозе и глобальной истории. И «Сентябрь» Герхарда Рихтера — это ни в коем случае не документация горящих небоскребов, а образ, который становится жирной точкой в выбранной теме, — вкрадчивость и упрямство, которые невозможно схватить за руку. Растушеванные края, схваченные врасплох люди, а не модели, отсутствие заботы о достоверности или пространстве, бесконечные танцы с композицией делают современную живопись, с одной стороны, очень мутной и универсальной, с другой — моментально узнаваемой, как вкус воды.

Резвые четкие линии радикалов-модернистов необратимо исчезли: живопись становится жидкостью, а холсты практически готовы растечься — кажется, отвернешься, повернешься снова, а на картине будет что-то другое. В современной живописи исчезает тема и появляется фокус, который только слегка уточняет, но совершенно не предсказывает того, какой будет картина. Живопись перестает вообще делиться по жанрам — простые истории про натюрморты, портреты и интерьеры кажутся совсем не такими, как у Матисса или Сезанна или уж тем более, как у Вермеера или Рубенса. Глаза хватаются за неровные края, зыбкие полутона, противоречивые формы и выдают сигнал моментального узнавания: да, это нарисовано здесь и сейчас, и сто лет назад представить себе такую вазу с фруктами и такое лицо было бы совершенно невозможно. История с современной живописью похожа на путешествие туда и обратно. Только сезон изменился, и уже ничто не кажется прежним.

 

Авеню Опера,Камиль Писсаро, 1898Авеню Опера,Камиль Писсаро, 1898

Плохой мальчик, Эрик Фишль, 1981Плохой мальчик, Эрик Фишль, 1981

 

 

слева направо:  Tанец, Анри Матисс, 1909-10;  Любослева направо: Tанец, Анри Матисс, 1909-10; Любовное письмо, Ян Вермеер, 1670

Теги

Adblock
detector