Нужна ли новая методология разработки?

Терминология

Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин «методология» относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].

Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.

Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.

Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.

Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.

Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].

Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].

Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.

Видео

Социально-научные методологии

Социально-научные методологии представлены:

  • эволюционизмом;
  • циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
  • структурным функционализмом;
  • структурализмом;
  • пограничными методологиями.

Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.

Эволюционизм

Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).

Циклические и волновые модели культурной динамики

Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.

Структурный функционализм

Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.

Структурализм

Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.

Пограничные методологии

Такие методы определяют новые проблемные области культурно-исторической науки (постмодернизм).

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Когда можно писать в своей работе не научно-ические, а научно-ологические основы исследования?

Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический ап­парат такой науки может быть назван научно-ме­тодологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.

Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!

Функции методологии

  1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
  2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
  3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
  4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
  5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
  6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

  • высший уровень представляет собой философская методология;
  • второй уровень – это общенаучная методология;
  • третий уровень – определённая научная методология;
  • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Получи деньги за свои студенческие работы Курсовые, рефераты или другие работы

Теги

Adblock
detector