Сходства и различия общественных и межличностных отношений

Рассмотрение межличностных отношений в группе

Межличностные отношения в группе можно рассматривать как в статическом, так и в динамическом положении. В первом случае подразумевается исследование отношений на конкретный период времени, посредством анализа существующей системы отношений. Динамическое же изучение подразумевает исследование отношений в процессе их развития и изменения, используя законы их формирования и последующего прогрессивного преобразования.

Межличностные отношения в социальных группах имеют изменчивый характер. На этапе начального группового развития часто имеют безразличный характер. В последующем они могут перерасти в противоречивые, и даже конфликтные отношения, которые, при условии благоприятного развития трансформируются в  коллективистские.

Понятия «межличностные отношения», «общение» и «взаимодействие людей» обладают схожими чертами, хоть и кардинально отличаются друг от друга по содержанию и объему. Общим объединяющим фактором является объяснение природы социальных и психологических связей, которые складываются в обществе и различных социальных группах. Их особенности можно проследить в терминологических определениях.

Общение – понятие, которое имеет самый широкий смысл и объем. В него включены всевозможные контакты, которые возникают между людьми, независимо от их содержания и формы. Межличностные отношения – это понятие, в более узком смысле отражающее отношения между людьми, которые находят выражение в психологических терминах, имеют связь с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей. Общение же вовсе может не иметь эмоциональной окраски.

Общение не обязательно должно включать конкретные действия, которые предпринимаются людьми для оказания определенного воздействия друг на друга. Тогда как взаимодействие не будет являться таковым при отсутствии определенного ряда действий направленных на влияние одного человека на другого. В данном положении выражается основное отличие взаимодействия и общения.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги

Видео

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психоло

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Место и характер межличностных отношений

В социально-психологической литературе высказывались различные точки зрения на вопрос о том, где «располагаются» межличностные отношения, прежде всего по отношению к системе социальных отношений. Природу межличностных отношений можно правильно понять, если не ставить их в один ряд с социальными отношениями, а рассматривать их как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого типа социальных отношений, а не вне их.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы социальных отношений: их важнейшей специфической чертой является эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и развиваются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Отечественная школа психологии выделяет три типа, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все типы этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми формируются не только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений в группе — как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними социальных отношений.

Все это ставит вопрос о методологических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология уделяла внимание в основном межличностным отношениям, поэтому для их изучения гораздо раньше и полнее был разработан арсенал методологических средств. Основным из этих средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого он является приложением к его конкретной теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергается критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась очень популярной.

Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью их изменения, улучшения и совершенствования используется социометрическая методика, основателем которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Межличностные отношения: виды и особенности

Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную <личностную окраску>.

Психологические – это субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей.

В основе – эмоции, чувства. Межличностныеотношения – это система установок, ожиданий, ориентаций, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Обозов: (по степени эмоциональной вовлеченности) отношение знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

Аронсон: симпатия-антипатия, дружба-вражда, любовь-ненависть.

Все общественные отношения пронизываются межличностными и взаимообуславливают друг друга.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные} вновь воспроизводятся.

Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического <климата> группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии эмоциональные проявления обычно характеризуют чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле.

Естественно, что <набор> этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства.

В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов.

Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е.в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Теоретические подходы к изучению коммуникации

Информационные подходы базируются на трех основных положениях:

  1. содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
  2. человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и обработки;
  3. существует определенное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода были разработаны две основные модели:
  • модель коммуникационного обмена, которая включала:
    • условия коммуникации;
    • коммуникативное поведение;
    • коммуникативные ограничения на выбор коммуникативной стратегии;
    • критерии интерпретации, определяющие и направляющие способ восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интерактивные подходы — рассматривают коммуникацию как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми посредством различных форм поведения и внешних атрибутов (внешний вид, предметы, обстановка и т.д.). В рамках интерактивных подходов разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель, согласно которой все взаимодействия формируются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз человеческого тела, а формируемые из этих единиц поведенческие акты организуются по принципу организации звуков в слова;

2) модель социальных навыков основана на идее обучения общению в самом общении;

3) равновесная модель предполагает, что любое изменение в поведении обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог — монолог, сочетание вопросов и ответов);

4) Программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия формируется в результате действия по крайней мере трех типов программ:

  • программа, имеющая дело с простой координацией движений;
  • программа, контролирующая изменения в деятельности индивидов при возникновении тревог или неопределенности;
  • программа, управляющая сложной задачей мета-коммуникации.

Эти программы усваиваются индивидами по мере обучения и позволяют им организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации;

5) системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию поведенческих систем, регулирующих обмен речевыми высказываниями и использование пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход основан на том, что коммуникация — это система отношений, которые люди устанавливают друг с другом, с обществом и средой, в которой они живут. Информация, с другой стороны, относится к любому изменению в любой части этой системы, которое вызывает изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса коммуникации с момента рождения до момента смерти.

Виды и особенности межличностных отношений

Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).

Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия бывают речевыми (письменные и устные) и наглядными. Система аргументации предполагает, как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется).

Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта͵ а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Теги

Adblock
detector