Зачем нужен устный счет?

Начнем с простейшего: сложение в уме

Первое, что необходимо уметь для работы с числами

Первое, что необходимо уметь для работы с числами в уме – безошибочно оперировать числами до 10. В сложении всё сводится к манипуляциям с однозначными числами.

Частая ошибка: Большинство при устном счёте забывают переносить злосчастную десятку в следующий разряд после сложения. Чтобы подобного не случалось, советуем использовать метод «опоры на десяток». Его суть состоит в том, что мы мысленно спрашиваем себя, сколько одному из слагаемых не хватает до 10, а потом прибавляем к 10 оставшуюся до второго слагаемого разность.

Когда приходит время работы с большими числами, то тут к Вам на помощь придет разбиение на те самые, упомянутые выше, разряды. Все помнят сложение столбиком? Это то же самое, только в Вашей голове.

Как это будет выглядеть на практике? Допустим, у Вас задача: сложить два числа 1024 и 256: по сути, что такое 1024? 1000 + 20 +4. А 256 в свою очередь: 200 + 50 + 6. Теперь работаем по разрядам.

1024 + 256 = (1000 + 0) + (200 + 0) + (20 + 50) + (4 + 6) = 1000 + 200 + 70 + 10 = 1280.

Видео

Устный счет с опорой на состав числа

Родители должны знать, как объяснить ребенку устный счет. Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.

Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры «выходящие» за десяток, например 8+5. Для этого нужно:

  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого «забрать» число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Как научиться умножать в уме

Лайфхакер уже писал о том, как быстро освоить таблицу умножения.

Добавим, что наибольшие трудности и у детей, и у взрослых вызывает умножение 7 на 8. Есть простое правило, которое поможет вам никогда не ошибаться в этом вопросе. Просто запомните: «пять, шесть, семь, восемь» — 56 = 7 × 8.

А теперь перейдём к более сложным случаям.

Умножаем однозначные числа на многозначные

По сути, здесь всё элементарно. Разбиваем многозначное число на разряды, перемножаем каждый на однозначное число и суммируем результаты.

Разберём на конкретном примере: 759 × 8.

  • Разбиваем 759 на разрядные части: 700, 50 и 9.
  • Умножаем каждый разряд по отдельности: 700 × 8 = 5 600, 50 × 8 = 400, 9 × 8 = 72.
  • Складываем результаты, разбивая их на разряды: 5 600 + 400 + 72 = 5 000 + (600 + 400) + 72 = 5 000 + 1 000 + 72 = 6 000 + 72 = 6 072.

Умножаем двузначные числа

Тут уже рука сама тянется к калькулятору или хотя бы к бумаге и ручке, чтобы воспользоваться старым добрым умножением в столбик. Хотя ничего сверхсложного в этой операции нет. Просто нужно немного потренировать краткосрочную память.

Попробуем умножить 47 на 32, разбив процесс на несколько шагов.

  • 47 × 32 — это то же, что и 47 × (30 + 2) или 47 × 30 + 47 × 2.
  • Сначала умножим 47 на 30. Проще некуда: 47 × 3 = 40 × 3 + 7 × 3 = 120 + 21 = 141. Приписываем справа нолик и получаем: 1 410.
  • Поехали дальше: 47 × 2 = 40 × 2 + 7 × 2 = 80 + 14 = 94.
  • Осталось сложить результаты: 1 410 + 94 = 1 500 + 4 = 1 504.

Этот принцип можно применять и к числам с большим количеством разрядов, но удержать в уме столько операций не каждому под силу.

Как научиться считать ментально

Ментальная арифметика – это методика, позволяющая научиться считать в уме без использования подручных средств. В ее основе лежит умение производить вычисления на абакусе – специальных счетах, известных еще с древних времен. Обучение этой технике проходит поэтапно. Сначала ученику предстоит освоить принципы работы абакуса, научиться использовать его для простейших операций с небольшими числами. Требуется хорошо закрепить эти навыки, довести их до автоматизма. Только тогда, когда удастся производить вычисления не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу тренировок.

Теперь у ученика появляется другая задача – научиться представлять абакус в своем воображении и считать уже на нем. Сначала изучается сложение и вычитание небольших чисел, затем осваивается умножение и деление. Постепенно уровень сложности растет, и ученик переходит к операциям с многозначными числами. Этому этапу тренировок счета в уме уделяется особенно много времени и внимания, но результат будет стоить потраченных усилий. Так удастся производить вычисления даже быстрее, чем при использовании калькулятора, но и это не является главным плюсом данной методики.

Помимо быстрого устного счета, ментальная арифметика развивает множество других функций человеческого интеллекта. Обычно при подсчетах используется только левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление и аналитические способности, а правое, отвечающее за креативное мышление и фантазию, не задействуется. Но ментальный счет имеет совершенно другой подход, ведь в его основе лежат вычисления на воображаемых счетах, а значит правое полушарие также будет использоваться. Рассмотрим то, как это отражается на умственных способностях человека.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы — это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа — единицам. В нашем примере — 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это — из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9.  А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения?  Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь. 

Другие методики обучения устному счету

Можно отойти от традиционного сложения и умножения чисел в столбик, визуализируя эти процессы. На данной методике построена система обучения ментальной арифметике.

Вначале арифметические действия производятся при помощи абакуса, древних японских счетов. Затем реальный инструмент заменяется ментальной картинкой. Это позволяет перестроить мышление, делать вычисления быстрее. Кроме навыка устного счета, у слушателей развивается интеллект, повышается скорость мыслительных процессов и восприятия информации, улучшается память.

Как научиться устному счету?

Есть люди, которые умеют совершать несложные арифметические операции в уме. Умножить двузначное число на однозначное, умножать в пределах 20, перемножить два небольших двузначных числа и т.д. – все эти действия они могут производить в уме и достаточно быстро, быстрее среднего человека. Часто этот навык оправдан необходимостью постоянного практического использования. Как правило, люди, которые хорошо считают в уме, имеют математическое образование или, по крайней мере, опыт решения многочисленных арифметических задач.

Несомненно, опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей. Но навык устного счета не опирается на один лишь опыт. Это доказывают люди, которые, в отличие от вышеописанных, способны считать в уме гораздо более сложные примеры. Например, такие люди могут умножать и делить трехзначные числа, совершать сложные арифметические операции, которые не каждый человек и в столбик сможет посчитать.

Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме. Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить три основных составляющих данного навыка:

1

Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.

2

Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.

3

Тренировка и опыт. Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.

Нужно отметить, что третий фактор имеет ключевое значение. Не обладая необходимым опытом, вы не сможете удивить окружающих быстрым счетом, даже если вы знаете самый удобный алгоритм.

Однако не стоит недооценивать важность первых двух составляющих, поскольку, имея в своем арсенале способности и набор нужных алгоритмов, вы сможете «переплюнуть» даже самого опытного «счетовода», при условии, что вы тренировались одинаковое время.

Наряду с этим, и обучаться устному счету лучше всего, используя для этого правильную и эффективную систему. С учетом этой системы и разработан наш курс, и сейчас будет логичным вкратце познакомить вас с содержанием его уроков.

Полезные советы

Об основных методиках работы в уме со всеми классическими операциями мы Вам рассказали, теперь несколько общих советов, чтобы они закрепились у Вас так, чтобы можно было поднять среди ночи, спросить: «Сколько будет 25% от 1024?», а Вы сходу ответили «256!» и легли дальше спать.

  • Тренируйтесь каждый день.
  • Кажется, что не получается? Не сдавайтесь и тренируйтесь усерднее!
  • Существует множество приложений для тренировки устного счета, как на iOS, так и на Android. Скачивайте и тренируйтесь вместе с ними.
Если Вам понравились наши советы и хотите получить у нас помощь уже в более серьёзных вещах, к примеру, желаете, помощи с курсовой работой, то не стесняйтесь обращаться к нам. Наши специалисты готовы помочь Вам, написав курсовую работу быстро и качественно, чтобы по итогу Вы получили оценку «отлично».

Теги

Adblock
detector